Кукай (Море пустоты)

КукайСтепень достоверности или выдуманности любого феномена определяется для человека несколькими параметрами: 1. принятием и распространенностью данного явления в обществе, в котором он живет; 2. наличием достаточного количества информации об этом явлении в поле человека; 3. наличием личного опыта свидетельствования или переживания данного феномена. В связи с этим нам сегодня приходится принять тот факт, что вопрос бессмертия, святости или иных высоких состояний человека — это, скорее, понятие мифологии или чистого теоретизирования с оттенком антинаучности.  

Когда мы говорим о нетленности, мы имеем в виду уникальную способность человеческого тела не подвергаться естественному процессу разложения после смерти и сохранять некоторые признаки, характерные исключительно для живого организма. Во все времена такие тела становились предметом почитания и поклонения, так как считалось, что данный человек достиг высокого уровня духа или святости при жизни. Среди практических приемов обретения нетленности упоминается следование строгой аскезе, постоянные молитвенные радения и исполнение ритуалов, ограничения в еде или наличие специальной диеты, исповедование высоких моральных ценностей, нисхождение особого (божественного) благословения, выполнение специальных практик и т.д.

Мы можем встретить различные обозначения феномена нетленности: нетленное тело, святые мощи, нирваническое тело и т.д. В даосской и буддийской традициях обретение нетленного тела принято обозначать понятием достижения бессмертия. Практикующий обретает это состояние в результате медитации и выполнения особых техник, которые меняют протекающие в теле биологические процессы. Известны многочисленные истории о реальных исторических персонажах, остановивших физические процессы разрушения и ставших бессмертными. Одним из них является мастер Кукай (Море пустоты, 空海), живший в Японии в 774 – 835 гг.

Значение этого человека для ранней японской культуры крайне велико: он почитается как крупный религиозный, культурный и общественный деятель и носит титул Кобо Дайси (Великий Учитель, распространитель Дхармы (Учения, Закона)). Кукай также считается одним из трех величайших каллиграфов своего времени и мастером работы со звуком.

Саэки-но Мао родился в селении Бёбугаура в провинции Саэки в семье местного чиновника (уездного головы) и дочери известного ученого. Мальчик не просто получил хорошее для своего времени образование, но и развил большую любознательность и философский склад ума, который подталкивал его к всё более глубокому постижению законов мира и человеческого духа. Так как в роду Мао были не только ученые, но и синтоистские священнослужители, в возрасте четырнадцати лет он переезжает жить в фамильный храм Саэки-ин, расположенный в тогдашней столице Хэйдзё-кё. Под руководством своего дяди Саэки-но Имаэмиси, который одновременно был наставником сына правящего императора, он начинает изучать риторику, каллиграфию, историю, литературу, труды Конфуция.

В 18 лет Саэки-но Мао поступает в университет, где изучает классическую китайскую литературу и законодательный кодекс страны «Мёгёдо». Однако уже через год он решает полностью отказаться от мирского пути и уходит в горы, где принимает буддийскую аскезу. Мао целиком посвящает себя изучению философских учений, создав к 24-м годам «Трактат о трех доктринах», где он делает сравнительный анализ конфуцианства, даосизма и буддизма. Он глубоко исследует понятие буддийской дхармы, изучает тантру (Mahāvairocana Tantra), получает знания по исцелению травами и минералами, а также учит китайский язык и санскрит. В эти годы молодой монах работает со звуком (мантрой), символом (мандалой) и обретает просветление, которое в истории описывается как инициация Утренней звездой (Венерой), влетевшей в рот Мао, когда он медитировал в пещере, из которой были видны только море и небо.

Уйдя в горы, Саэки-но Мао начинает называть себя Кёкай (Море учения) (по другой версии, Дзёку, Речь пустоты), однако официально он принимает постриг только в 27 лет под именем Муку (Пространство ничто), так как в те времена для принятия сана было необходимо получить официальное разрешение от властей. В 804 году Кукай попадает в делегацию монахов, которая отправлялась в Китай для длительного обучения.

Вместо запланированных 20 лет Кукай проводит там два года: первые полтора года он получает интенсивную передачу знаний и инициацию от нескольких великих мастеров того времени, так как те сразу признают в нем высокий уровень подготовки и проникновения в Учение. Еще полгода он проводит в провинции Юэ, где постигает фармацевтику, инженерное дело и другие науки, продолжая собирать буддийские рукописи и трактаты.

«Уехал нищим, вернулся с плодами», — так изрёк Кукай, вернувшись на родину в 806 году. Он не только основал новые храмы Тотёдзи и Тинкоку-дзи, не только привез в страну уникальные материалы и реликвии (многочисленные буддийские тексты, мандалы, изображения мастеров по линии передачи, ритуальные предметы, облачение и реликвии ачарьи и т.д.), но и представил новую форму учения: учиться непознанному, слышать неслышимое…

В последующие годы жизни Кукай проводит многочисленные ритуалы и инициации, участвует в закладывании и возведении храмовых комплексов, пишет серьезные теоретические и практические труды («Доктрина открытой и сокровенной Дхармы», «О смысле слов ‘стать буддой в этом теле’», «О реализации путём устной и письменной передачи», «Доктрина тайных государственных дел в зерцале просвещённого знания», «Тайный ключ к Сутре Сердца» и др.). В 828 году при храме То-дзи он открывает первую школу, открытую для представителей всех сословий, и пишет работу «Предисловие к обучению в Обители постижения искусств, наук и взращивания премудрости». Ученики школы изучали конфуцианскую, даосскую, буддийскую философию и этику, а также различные искусства.

Именно Кукай выступил с инициативой и заложил на века традицию проведения семидневного курса наставления по практикам при дворе, которая поддерживается и в наши дни. Также он почитается как основоположник школы Сингон, основной буддийской школы Японии.

Кукай, как и все великие мастера, знал о времени своего перехода и незадолго до смерти сделал передачу учения своим ученикам. По свидетельствам очевидцев, он сел в медитацию и покинул землю в возрасте 61-го года, перейдя в состояние вечного самадхи, при этом тело его осталось нетленным. Считается, что оно до сих пор находится в мавзолее Окуно-ин, сохраняя все признаки живого тела, и монахи утверждают, что иногда Кукай путешествует по провинциям Японии. Об этом говорит появляющаяся поношенность одежды, которую они обновляют на бессмертном каждый год 21 марта.  

ноябрь 2019

Ольга Степина

 

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Одноклассники
Просмотров: 906