Опера и русский хоровод

Опера и русский хоровод

Автор: Ольга Ерухова, 2007

Есть странный закон у времени: когда оно рядом с тобой, оно невидимо и неразличимо, но едва оно начинает становиться прошлым, время всеми силами стремиться остаться в настоящем — в танце, музыке, слове, а если не случается и это, то в родовой памяти.

Наши предки тонко чувствовали течение и взаимосвязи колебательных процессов в Природе и объективно обладали способностью выстраивать свою деятельность в ладу с высшим смыслом течения событий. Этот процесс порождения большей своей частью был локализован в бессознательных уровнях психики, поэтому в танце, как и в любой другой деятельности, человек был способен выражать то, что находилось намного выше его текущего миропонимания и до понимания чего ему приходилось расти на протяжении всей оставшейся жизни.

Люди прошлого внутренне понимали, что окружающий их Мир «звучит» во всех диапазонах частот, что его «звучание» оказывало воздействие на каждого из них, соответственно тому, как их собственное «звучание» оказывало воздействие на окружающий Мир. Понимая это, человек всегда пытался организовать свою Жизнь так, чтобы его «звучание» было в ладу со «звучанием» Мира – это помогало обострять и выверять чувства, расширять спектр восприятия Жизни через них. В этом случае человек оказывался увлечён спиральным потоком своего собственного развития.

Такое видение мира не могло не сказываться на музыкальной культуре народа, а она, в свою очередь, неизбежно влияла на культуру телесную и духовной пластики – культуру «танца» в самом общем смысле этого слова, как «танца жизни». Люди прошлого, чувства и психика которых были в ладу с Жизнью, и сами действовали в мире гармонично, избегая диссонансов в своих взаимоотношениях и способствуя устранению вокруг себя разрушительных процессов.

Например, в хороводе, как в форме выражения энергетической формы народного творчества, все его участники — одновременно и актёры, и зрители, поэтому в хороводе музыка, текст и танец сливаются воедино как нигде. Хоровод издревле являлся одним из атрибутов  русской культуры, средством осуществления людьми коллективной магии народа как части его естественной жизни.

 

 Этимология названия

По словарю В. Даля «хоровод» (харагод, ярогод и карагод,  южн. круг, танок, улица) — собранье сельских  девок  и  молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями;  хороводные песни,  особые,  протяжные,  и  хороводная  пляска, медленная, более ходьба, нередко с подражаньем в движеньях словам песни. Словарь этнографических терминов добавляет в это описание еще ряд названий – ёхор, коло, хейро, хора, хоруми.

Этимология слова «хоровод» указывает как будто бы на греческое его происхождение, хотя у южных славян, которые наиболее подверглись греческому влиянию, название аналогичной обрядности — чисто славянского происхождения («коло»).

Согласно расшифровке протославянского текста Фестского диска, бог Хор (древнерусский Хорс, египетский Хор) с эпитетом Коло — «Круг» — символ зимнего солнцестояния. Интересно отметить, что 25-му декабрю (близ зимнего солнцестояния) соответствует день Спиридона-поворота (Спиридона-Солнцеворота) в русском народном календаре. Бог Хор — божество солнечного светила (но не света). Солнечные знаки обозначали Хора как конкретное дневное светило («око свету»). С его именем (в основном с понятием «круг», «коло» — коловорот, коловращение) и связаны ритуальные хороводы и русское слово «хорошо», т.е. солнечно.

Не случайно, скифы назывались сколотами. Это с колоти — «(народ) возле солнца»

 

История и истоки

До того как возникла письменность, народ создавал свою культуру – танцы, песни, сказания, пользуясь знаками, орнаментами, различными образами, которые отражали восприятие космогонических законов, ощущение места обитания, восприятие энергии природы и сил. Посредством этих внешних форм он рассказывал о своей жизни, своей вере, обычаях, своем представлении о мире, – словом, обо всем, что окружало человека, что он нес в себе и что называют «национальным космосом».

Мало кто теперь осознает, что танцы и пение в далеком прошлом являлись важнейшими атрибутами магических обрядов, были зримым, реальным воплощением связи с тотемами и энергией Земли и космоса. Народный танец – в своем первородном виде – культовое и обрядовое явление, инструмент магии – представлял собой реализацию народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино.

И пусть одни детали танцев, сменяя другие, исчезали из быта, одни боги вытесняли других, исчезали из сознания, но не пропадали вибрации восприятия с ними связанные, пусть и сильно преображенные. Таким образом, мы сталкиваемся с «записью», растянутой во времени и вобравшей в себя множество символов, наслоившихся один на другой, но имеющих обязательное отношение к народной памяти.

Народное сознание — это сознание магическое. Человек, жертвуя и совершая определенные ритуалы, свадебные и даже погребальные песни, исполнял всегда некий магический заговор. Этому сознанию свойственна мысль, что «боги подчиняются заклинаниям», то есть через бога можно было влиять на ход жизни, природу, быт и бытие. Человек верил, что, участвуя в магических обрядах, он участвует в управлении миром и природой. И в отличие от религиозного сознания, где человек безответственен, в магическом мире он – ответчик.

Таким образом, все формы народной культуры образуют своеобразный архив, в котором тщательно и навечно зафиксирован и народный пантеон, и обряд, и ритуал, и представление о добре и зле, а также представление о мире, природе, вселенной, человеке — всем том, что образует вселенную конкретного рода или народа.

Хоровод как явление уходит корнями в далекое прошлое истории человечества, и говорить о неком времени его формирования просто не представляется возможным. Упоминание о нем можно найти и в Библии: (Песнь Песней 7) «1 Оглянись, оглянись, Суламита! / оглянись, оглянись, — и мы посмотрим на тебя. / Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?», и во многих других письменных источниках всех стран и народов.

Не секрет, что народная культура всегда связана с постоянным ареалом проживания народа, определенным местом и климатом, приобретая индивидуальные, четко выраженные черты. Однако характеристики, свойственные хороводу, имеют архетипическое значение для всех народов во всех уголках земли, причем,  в самых разных контекстах. (Например, в Индии при исполнении похоронного обряда (антьешти), в последней из торжественных церемоний, люди, положив тело умершего на погребальный костер, становятся кругом у костра и идут против часовой стрелки, либо по часовой – знак благоприятного заклинания.)

В ритуалах и обрядах, в которых изгонялись нечистые духи весной из данной местности, скажем, тысячу лет назад, волхвы принимали участие «вертимым плясанием» около священных деревьев, изгоняя злых духов и духов мертвых, выходящих весной из земли. У финно-угорских племен в далекие времена священные деревья обносились  круговым частоколом, и вокруг этих деревьев также справлялись различные магические ритуалы.

Особое значение этот танец приобрел для Руси с ее особой энергетикой и ритмом. Славянин в древности — это представитель  определенного пространства и времени. В русской языческой/языковой космогонии, которая  так и не сложилась в систему, всегда недоставало упорядоченного представления о соотношении мужского и женского начал в мироздании (наподобие того, которое имеется в  китайской космогонии под именами Инь и Ян). Даже в лексической системе русского языка «мужское» и «женское» прописаны недостаточно четко. Отсюда зачастую спутанные представления о роли мужчины и женщины в мироздании.

Однако задача любой культуры — отразить в наиболее жизнеспособной и позитивной форме то, что позволяет существовать и сохраняться энергетическому ядру нации. Отбор этих форм универсален и потому неподвластен времени. И песня, которую поют девушки, водя хоровод на Семик, Масленицу или во время свадебного обряда, повторяет песню, которую пели их предки тысячелетней давности — как и прежде, вокруг деревьев, только теперь чаще вокруг берез, которые сменили почитаемые далекими предками дубы. Время как категория практически отсутствует в народной культуре. Через эту вневременность любой член культуры способен  приобщиться буквально к вечности.

Основная обрядность славян-земледельцев была направлена на то, чтобы  воздействовать на божества неба, земли и воды для получения хорошего урожая. До нас дошло большое количество древних святилищ, где в урочное время производились торжественные обряды, далекими отголосками которых являются хороводы и детские игры, дошедшие до наших дней. Святилища под открытым небом нередко были круглыми, состоящими из двух концентрических валов, по окружности которых разводились костры. Во внутреннем кругу ставились идолы, обычно деревянные; здесь горел жертвенник и приносились жертвы богам, иногда даже человеческие. Это место называлось «капищем». Внешний круг предназначался для потребления людьми жертвенной ритуальной пищи и назывался «требищем». Круглая форма святилищ определила их название — «хоромы» (от «хоро»- круг), а в ином произношении — «храмы».

Хороводы водились во всякое время года, даже зимой (в избах), но более всего весной и летом. Весной, с Красной Горки, начинались весенние хороводы. Название это дано празднику потому, что хороводы происходили на холме, или возвышенности, освещаемой красным солнцем, раньше освободившейся от снега и покрывшейся молодой травой. Затем следовали Русалочьи хороводы в праздник Семик.

Основным летним языческим праздником был праздник летнего солнцестояния, когда солнце достигает высшей степени напряжения своих сил, когда его постепенно развивающаяся любовь к матери-сырой-земле, завершается браком и оно придает воде, растениям особые чудесные целительные свойства. В ночь на 24 июня водят хоровод вокруг двух чучел — одно из них изображает женщину, называемую Купалой, Мариной, Мареной, а другое, изображающее мужчину, называется Ярилой, Костромой, Кострубонькой.

В жатвенные праздники хороводы водят вокруг «снопа-деда» и колосяных венков, которые, как считается, обладают целебными свойствами: ими кормят заболевшую скотину, их примешивают к зернам для посева.

П. В. Шейн дает несколько описаний хоровода:

1) Девушки и мужчины, взявшись за руки, составляют круг и двигаются в одну сторону; потом под ту же песню вожак — или, чаще, вожачка — входит в круг. За ней двигаются все и составляют при движении фигуру цифры 8. Потом снова составляется круг. Круг в данном случае являлся солярным знаком — символом и знаком солнца.

2) Хоровод с платком. Вначале устраивается круг. У каждого из играющих или у половины их в руках платки. Вожак подает своей соседке конец платка, та берет его левой рукой и, оба, отступая друг от друга, поднимают руки так, что образуются ворота. В эти ворота входит следующая пара и, пройдя, становится за первою, тоже поднимает руки кверху и образует новые ворота. В этой форме прохождение ворот имеет в своей основе ритуальное магическое представление.

3) Крест. Образуется круг, внутри которого становятся две пары. С притаптыванием и помахиванием платками пары сходятся каждая между собой, потом поворачиваются и расходятся. Круг в это время поет песни.

Значение фигур хоровода крайне интересно. Ромб, треугольник, кресты, круги, квадраты – все эти и другие элементы, символы, знаки составляют своеобразный алфавит символов, и каждый знак имеет свой смысл. Изначально знак ромба, например, – знак счастливой охоты, силы, удачи, древний человек использовал его, совершая магические обряды. Это был символ неба, солнца, земли, мироздания.

Позже появляется новый знак – квадрат (символ поля) с вписанным в него крестом и точками (или знаками зерна в центре четырех квадратов). Это знак уже чистого плодородия, обилия, урожая, удачи.

Солнце на протяжении тысячелетий имело великое множество вариантов изображений. Это бесконечное разнообразие крестов, как в круге, так и без него (шести-, восьми-, десяти- и множество-конечные кресты).

Волнистые линии являются знаками Матери Земли, земли, пропитанной дождем, знаками рек, озер и воды вообще. Это магическая формула заклинания и вызывания этого дождя.

Часто хороводы водили под звуки гармошки, балалайки. Плясали под ритм хлопков в ладоши, свист или «под приказки» (частушки). Притопывая, певцы обозначали ритм мелодии. Пожалуй, это самый древний способ пения с сопровождением.

 

Атрибуты хоровода

Дерево. Дерево вошло в обиход, сознание, фольклор, и до сегодняшнего дня у некоторых народностей дерево является тотемом, мифическим предком племени. В дереве живут (дом), в дереве и деревьям молились. На дереве хоронят. В дереве хоронят. Дерево, наконец, в своей ипостаси модели жизни, мира имеет горизонтальные и вертикальные структуры. Каждая их трех частей дерева, трехчастность корней, ствола и кроны, несла в себе определенные знаки. Корни – это знак подземного мира, стволу соответствует наземный мир, а кроне – небо.

Собираясь вокруг берез, парни и девушки приносили пироги, яишницу, пели и водили хороводы, например, во время обряда «колосяницы» (когда начинали колоситься хлеба), дабы перенести скорость и щедрость прибавления березовой листвы на свои поля. Дух дерева способствовал плодовитости скота, помогал беременеть женщинам.

В последний четверг перед Троицей русские крестьяне шли в лес, пели там песни, срубали березу, обряжали ее в женское платье, украшали лентами и лоскутами, несли в дом или в деревню, водили вокруг нее хоровод и затем топили в реке, имитируя древний похоронный обряд, вызывая дождь на поля. На троицу березу также обряжали, кто в лоскутки, кто в женскую одежду, и ставили в дом. Вокруг пели песни и водили малый хоровод.

Образы богов. На «зелёной неделе» лета справлялся Семик — девичий праздник. Это один из наиболее почитаемых народных праздников. В этот день хороводы водились в честь Лады — богини любви, покровительницы браков, домашнего очага, богини юности, красоты, плодородия. Это сама женственность — неясная, певучая, русокосая.

Чествовались и берегини — воздушные девы, весёлые, шаловливые и привлекательные создания, поющие чарующие песни восхитительными голосами. Славяне считали, что берегини живут возле дома и оберегают дом и его обитателей от злых духов. Ранним летом при луне они кружатся в хороводах на берегах водоемов. Где бегали и резвились берегини, там трава растёт гуще и зеленее, а в поле хлеб родится обильнее.

 

Coda

Конечно, в дожившем до нашего времени обряде есть и смех, и песни, и хоровод, и просто праздник, и это, по сути, не тот магический обряд, который выполнялся тысячу лет назад, но следы этого обряда вполне зримы. И можно утверждать, что Хоровод — это смысл бытия. Это и есть полноценное, исполненное содержания и миссии существование. Движение по кругу, на одном месте, в мерном ритме.

Какие-то вещи можно понять только танцуя. Так живут африканцы. Великий черный мыслитель Сенгор утверждал: “Если для европейцев справедлив закон “мыслю, следовательно, существую”, то для нас, носителей высокого негритюда, все иначе – “мы танцуем, следовательно, существуем”… Человек танцующий…” Время танца не имеет направления, это время вечности, потому что вечность танцует.

 

А при чем здесь опера? Да, в общем-то, и не при чем… Просто за исследованием данного материала проглянула такая простота, естественность и гармония существования, что все позднее – не только опера, но и проч. – показалось чем-то искусственным; созданием некого «мудрствующего» интеллекта, ищущего все более сложное и все дальше уходящего от простого.

 

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Одноклассники
Просмотров: 1 197