«Не взирает Бог на твое внешнее» (женщина в буддизме). Часть 1

ЖЕНЩИНА В РЕЛИГИИ. Woman in buddhism. Part 1

 Вопрос поиска религиозной духовности никогда не стоял на первом мести в эпоху атеизма и богоборчества советского времени, не зазвучал он и в «новорусскую» эпоху, невзирая на заметно активизировавшиеся конфессии разного вида и толка, появившиеся в нашей стране на волне перемен.

Кто или что в этом виновато? Утрата источников – живых носителей культуры и материальных первоисточников (литературы, храмов, школ)? Прыжок нашей культуры из неторопливого феодального прошлого в светлый технократический капитализм? Или все можно объяснить зигзагами судьбы непонятной русской души? Верить ли в то, что рано или поздно эта душа «воспрянет ото сна» и вернется к тому, чем всегда выделялся и славился русский народ – к тонкой духовности, связи с небесными космическими законами и к правде души?

Что мы знаем о сущности религии, религий, о роли человеческого и божественного в каждой из них? Почему в Азии возник Ислам, удел Востока – буддизм, даосизм и индуизм в разных формах, а мы, европейцы, знаем лишь своего Бога – Иисуса Христа? А как трактует каждая религия понятие мужчины и женщины, ведь мы такие разные? Есть ли отличия внутри одной и той же религия для представителей разных полов?

В нашей стране таких исследований практически нет, вероятно, актуальность темы еще не очевидна. Мы привыкли пользоваться тем, к чему привыкли, не задавая вопросов. А давайте попробуем взглянуть на основные религиозные течения с позиции исследования роли и места женского образа в них.

Рассматривать этот вопрос можно с разных точек: в контексте исторического развития или анализируя современную действительность, в рамках и терминах самого направления или в критической оценке других конфессий. Однако давайте попробуем обратиться к первоисточникам и фактическим свидетельствам ранней истории каждой из религиозной культур. Вдруг это поможет взглянуть на эти традиции по другому и переоценить себя и свою жизнь, нащупав некую путеводную тропу к своей собственной духовности.

Итак, первое направление исследования – буддизм.

 ЖЕНЩИНА В БУДДИЗМЕ

В то время как в некоторых религиозных направления женщинах зачастую рассматривается как более неполноценное существо, чем мужчина (например, она создана из части тела мужчины, именно она повинна в совращении мужчины и т.д.), в Буддизме нельзя найти развития подобных положений. Говоря о происхождении человечества и развитии нашей мировой системы, Будда указывал, что изначально люди не были сексуально дифференцированы. Только позже, когда появилось разделение труда во время сбора урожая риса, появилось различие полов. С этой самой поры и до наших времен существует лишь половое размножение, однако в начале времен существа воплощались на нашей планете духовными средствами.

В Буддизме самой высокой и реальной целью человечества — идеалом жизни — считается достижение абсолютной свободы, то есть достижение состояния, где человек перестает быть обусловленным и контролируемым проявлениями своей природы. Независимость от всех преходящих и пустых вещей может быть обретена только в нирване, которую можно достичь уже в этой жизни. Это путь к обретению природы Бодхи (bodhi, просветления или совершенства). Данное спасение может быть обретено одинаково и мужчинами, и женщинами. Сложно найти даже малейшие различия в этом вопросе — ни в методах, ни в качестве конечной цели достижения.

Будда обнаружил, что пол не имеет никакого значения на пути обретения свободы. Женщина-святая, архат (Arahat), или женщина, посвятившая себя обретению святости, никоим образом не может рассматривать как менее полноценная, чем мужчина-святой или мужской последователь Будды.

В соответствии с учением Будды, не существует практического различия между полами. Мужчина и женщина равны в своей зависимости друг от друга, которую они должны преодолеть. Они имеют одинаковые права и обязанности в своем партнерстве (как Будда описал это для своих мирских последователей в известной проповеди к Singalako (Digha-nikaya No.31)).

Для тех же людей, чаянием которых являлось обретение самых высоких ступеней духовной жизни уже в этом воплощении, Будда основал Орден (Sangha) — орден для монахов и орден для монахинь. Основание женского ордена было поистине революционным шагом для древней Индии, так как до этого не существовало ни одной общины для женщин. Организуя Орден монахинь, Будде пришлось принять во внимание специфику социального положения женщин в традиции Брахманизма (Brahmanism) того времени. В индийском обществе шестого века до н.э. женщины не имели никакой подготовки или образования, достаточного  для того, чтобы суметь принять жизнь в религиозном сообществе аскетического типа. Поэтому Будда сформулировал для монахинь восемь специальных правил, которые приравнивали их к ордену монахов. Эти правила можно рассматривать как защиту и помощь монахиням на этапе образования и становления женской монашеской общины (Anguttara-Nikaya VIII, 51).

К сожалению, позже, на многие столетия Орден женщин-монахинь (the Bhikkhuni Sangha) исчез в Южной и Юго-восточной Азии. Как религиозный институт он сохранился лишь в некоторых странах, достаточно закрытых в политическом, экономическом и культурном аспектах для влияния извне (например, Корея, Тибет).

РАЗЛИЧИЯ

Однако сам факт того, что в его учении появлялись как мужчины, так и женщины-последователи, вынудил Будду сформулировать свое отношение к вопросам о биологической, социальной и экзистенциальной разнице между мужчиной и женщиной.

Биологические различия

В Samyutta-Nikaya (37,3) Будда перечислил пять особых страданий женщины. Первые три страдания связаны с телом женщины, это менструация, беременность и рождение ребенка. Эти страдания существуют только для некоторых животных и людей; уже на уровне женских божеств низших уровней женщины свободны от них.

Страдания четыре и пять имеют социальную природу и связаны с особенностями индийского общества того времени. В Индии женщина, выходя замуж, была вынуждена оставить родительский дом и жить, прислуживая мужу и во всем ему подчиняясь.

Будда не называл эти страдания необходимыми или божественным, он относился к ним как к некой реальности женского существования (страдания 1-3), либо как к особенности уклада индийского общества (страдания 4 и 5). Он не считал необходимым говорить об относительно меньшей физической силе женщины как об «особом страдании женщин». Это имеет значение только в том случае, если женщина собирается конкурировать с мужчинами в спорте или бизнесе. Однако индийские женщины всегда были больше заинтересованы духовными вопросами, чем спортом.

Терминологические различия

В языке средней части Индии во времена Будды существовало два имени для женщины:  нейтральный термин itthi (женщина) и уничижительный термин matugama. Буквально, matugama означает «мать (matar) в деревне (gama)» и описывает женщину, которая не видит дальше горизонта и не имеет более высокого идеала, чем материнство. Каждый matugama — itthi, но не, каждый itthi — matugama. Когда тексты говорят о примитивных женщинах и женских кознях, тогда женщины называются matugama, но не itthi. Только в пост-канонической литературе контуры этих понятий размоются и станут неясными, так как возникла тенденция обобщать всех женщин как matugama, описывая их как опасность для аскетической жизни монахов, особенно в рассказах о перерождении (Jataka).

Экзистенциальные различия

Высказывание Будды о том, что женщины не способны занять пять ведущих положений, может быть, наиболее трудный момент для понимания. В частности, Будда говорит, что женщина не может получить власть над адом, небесами, браминами, что она не может управлять миром людей и что она не может стать полностью Просветленной (Samma-Sambuddha). Однако можно считать, что Шакьямуни ни изобрел эти ограничения, ни защищал их; он только сообщал, что в своем космическом ясновидении он никогда не видел женщину в этих пяти положениях ни в одной из неисчислимых вечностях, в которые он смотрел. Будда также полагает, что это невозможно. Мы можем только попробовать понять, почему мудрость Пробужденного пришла к такому заключению.

То, что женщина не может управлять адом и злыми духами, ни в коем случае не является недостатком женщины, а скорее наоборот, может считаться ее достоинством. Управление чувственными богами, браминами и миром людей — также нечто преходящее и суетное и не имеет никакой ценности для духовного подвижника. Женщина, которая обладает необходимыми добродетелями и следует по пути к обретению нирваны, имеет во много раз больше, чем может дать любая власть в нижнем, нашем или верхнем мирах. Будда говорит, что женщина не может обрести «Sakkatta», то есть положение Sakka, властителя 33 богов в чувственных небесах. Однако он не утверждает, что женщина не может взаимодействовать с другими, более высокими небесами. Каждая женщина может стать Брамином, жителем мира вне чувственности, как и любой мужчина. Брамины не являются мужчинами или женщинами, ибо они вне половых различий и условностей.

Женщина может стать архатом (Arahat) (святым) и Pecceka-Buddha (Pratyekabuddha, тихий Будда), но ей недоступно состояние Samma-Sambuddha. Почему? Будда говорит, что существуют только четыре вещи, которые не могут быть поняты разумом, и одна из них — область способностей Полностью Просвещенного (Anguttara-Nikaya IV, 77).

ИСТОРИЯ

Последователями Буддизма на ранних этапах его формирования становились представительницы самых верхних слоев общества и самых удаленных уголков. Так, например, когда в 290 г. до н.э. король Асока Великий разослал мисси на девять сторон света с целью распространения буддизма, то Принцесса Анула, невестка Короля Деванампииа Тиссы на Шри-Ланке, выражала желание принять Буддизм и стать биггуни (bhikkhuni, женщина-монах). Принцесса приняла посвящение и организовала на Шри-Ланке орден женщин-монахов.

В Китае Чин Чьен (Ching Chien) была первой китайской женщиной, ходатайствовавшей о посвящении и получившей ее от мужчины-монаха Sangha. Позже, приблизительно в 430 году н.э., Бигуни Девасара (Bhikkhuni Devasara) из Шри-Ланки была приглашена наряду с группой из 10 биггуни в Нанкин (Nanking), где они дали посвящение 300 китайским женщинам.

Из китайского буддистского Ордена отделилась ветвь, которая принесла и основала Орден Биггуни  в Корее и Восточной Азии. Там эта традиция сохранилась наиболее полно в наши дни.

Маха Пажапати Готами, основатель Ордена Монахинь

Пажапати Готами была приемной матерью Будды, а также его тетей по линии матери. Она чувствовала себя несчастной и одинокой, когда Принц Сиддхарта, Рахула, его сын, и ее собственный сын Нанда отказались от мирской жизни для более возвышенной жизни в благородном монашеском ордене. Посвящение стало занимать основное место в ее мыслях.
Она приблизилась к Будде во время его посещения Капилаватху и попросила о милости позволить ей создать Орден Монахинь. Но три раза Будда отвергал ее просьбу. Удрученная, Пажапати Готами вернулась домой. Дома ее окружили 500 девушек, которые в силу разных причин тоже искали монашества и посвящения. Поэтому Ражапати Готами решила еще раз испытать судьбу.
Она обрила голову и выкрасила одежду в желтое. Ее примеру последовали и 500 девушек. Капилаватху был отделен от монастыря Джетевана расстоянием в 357 миль. Все это расстояние Ражапати Готами прошла пешком босая. В конце пути ее ноги были сбиты и истерты.
У входа в монастырь Ражапати Готами посчастливилось встретить Ананду, который в силу доброты своего сердца и сострадания выступил посредником для делегации.
Снова и снова Почтенный Ананда просил Будду, но тот вновь и вновь давал отказ.
Наконец Почтенный Ананда спросил Будду, а может ли женщина достичь состояния святости. На что Будда ответил, что женщине это доступно так же, как и мужчине. В конце концов он дал согласие на основание женского буддистского ордена, но женщинам было заповедано 8 условий, которые они должны были неуклонно выполнять.

1. Биггуни, даже если она состоит в Ордене 100 лет, должна уважать мужчину-монаха, даже если он пробыл в Ордене всего лишь день.

2. Биггуни должна проживать на расстоянии 6 часов путешествия до монастыря, где живет мужчина-монах, способный консультировать ее в ее вопросах.

3. В дни Почитания Биггуни должна консультироваться с мужчиной-монахом.

4. Биггуни должна проводить ретрит во время дождей, следуя указаниям и мужчины-монаха (биггу) и  женщины-монахини (биггуни).

5. Биггуни должна строить свою жизнь, следуя указаниям обоих Орденов.

6. Биггуни должна получить посвящение более высокого порядка (Upasampatha) от обоих Орденов через два года своего посвящения.

7. Биггуни не может повышать голос на Биггу.

8. Биггуни не может давать советы Биггу, скорее, она сама должна стараться искать совета у Биггу.

Когда Почтенный Ананда передал эту новость Маха Пажапати Готами, она искренне и с радостью приняла условия, поставленные Буддой. Следуя этому пути, она в скором времени достигла состояния Араханта.
Маха Пажапати Готами прожила 120 лет, но возраст никак не отразился на ней. Ее волосы и зубы походили на волосы и зубы 16-тилетней девушки. В конце своей жизни Маха Пажапати Готами и ее последовательницы прошли через ритуал великого освобождения. Эта церемония была освящена Буддой, на ней присутствовали и люди и божества. Когда погребальный костер угас, на возвышении, как жемчуг, светились останки Преподобной Маха Пажапати Готами. Они были собраны в горшок и переданы Будде, который объявил Маха Пажапати Готами святой и своей ученицей.

Будда никогда не избегал женщин. Он принимал их и беседовал с ними в любое подходящее время, ибо он обрел просветление и перешагнул границы человеческого. В одной из своих бесед он рекомендовал монахам относится к женщинам преклонного возраста так, как они относились бы к своим матерям.

Позволив женщинам присоединиться к учению и начать создавать монашеские общины, Будда ясно указал, что отныне женщины должны в основном изучать и практиковать его обучение, отказавшись от роли домохозяйки, привязанной только к домашним хозяйственным работам. И мужчины-монахи, и женщины оставили свои домашние жизни позади ради стремления обрести духовное знание. Каждый посвященный человек должен научиться заботиться о себе сам и организовывать свое расписание так, чтобы уделять больше времени своей духовной цели, а именно поиску просветления.

Ольга Ерухова

14 ноября 2007

 

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Одноклассники
Просмотров: 2 883