«Не взирает Бог на твое внешнее» (женщина в буддизме). Часть 2

ПОСВЯЩЕНИЕ. Woman in buddhism. Part 2

Существует пять типов посвящения — два для мужчин и три для женщин. Samaneri (послушница) — низшая ступень посвящения для женщины с 10 предписаниями. Считается, что это посвящение может получить тот, кто уже в состоянии отогнать ворон от рисового поля. Позже было официально зафиксировано, что минимальный возраст послушницы  должен быть не ниже семи лет.

Женщина, которая обращается за более высоким уровнем посвящения (upasampada), должна соответствовать определенным требованиям: ей должно быть не меньше 20 лет, она должна получить разрешение родителей и не должна иметь серьезных болезней, которые могли бы стать препятствием на ее пути служения и практики. Она должна  пройти через  2-летнее подготовительное обучение и иметь средства, чтобы приобрести необходимые для биггуни вещи – например, одежду, чашу для подаяний и т.д.

Во время подготовительного двухлетнего обучения женщина называется sikkhamana. Она должна  соблюдать первые шесть предписаний из 10, установленных для послушниц. Считается, что sikkhamana имеет более высокий уровень, чем послушница, несмотря на то, что она соблюдает только шесть предписаний. Это подразумевает, что фактически sikkhamana находится в непосредственной подготовке к получению более высокого посвящения. И если в течение двух лет подготовки она нарушит хотя бы одно предписание, ей придется повторить все заново.

Замужняя женщина может стать бигуни с 12 лет при наличии разрешения от супруга.

Для посвящения в биггуни требуется согласие как минимум еще пяти биггуни. Также в тот же самый день, когда женщину посвящает биггуни Sangha, ее должны признать как минимум 5 монахов. Pavattini, или наставник биггуни, должна иметь стаж по меньшей мере в 12 лет и быть хорошо сведущей в области учения, dharma, и законов монашеской жизни, vinaya. Традиционно после посвящения женщина присоединяется к Ордену, таким образом отказываясь от всего, чем она владела до этого. Для новопосвященной назначаются двое учителей, которые, чередуясь каждый год, обеспечивают передачу учения и практику своей ученице, заботясь о биггуни, если, например, та заболеет.

 

ОДЕЖДА

Мужчины-монахи (биггу) имеют три одежды, в то время как биггуни имеют пять одежд. Пять одежд, предписанные биггуни, следующие:

1. Sanghati – одеяние, считающееся дополнительным и часто носимое свернутым и перекинутым через плечо. Эта одежда имеет две функции. Во-первых, она может быть разложена и использована для сидения или сна. Во-вторых, она используется как дополнительная одежда зимой.

2. Uttarasanga — обычная одежда. Носится либо на одном, либо на обоих плечах.

3. Antarasavaka – нижнее одеяние, оборачиваемое вокруг нижней части тела. На талии фиксируется хлопковым ремнем, изготовляемым специально для  монахов и монахинь. Носится со складками, аккуратно заложенными спереди под ремень. Нижний край должен быть ровным.

4. Udakasatika — одежда для купания, обязательная и для биггу, и для биггуни. Эта одежда подобна Antarasavaka, но без кромки. Женщины-монахини во время принятия ванны поднимают ее выше, чтобы закрыть тело от груди до колен.

5. Samkacchika — жилет, носимый только биггуни. Изначально одежда  женщин была такой же, как у мужчин. Но когда биггуни начали ходить за подаянием, сильный ветер часто прижимал одежду к телам, привлекая внимание прохожих к их грудям.  Поэтому Будда предписал женщинам носить жилет, задачей  которого было сгладить форму женской груди.

Существует и еще один вид специфичной одежды – «ежемесячная одежда», которая, хотя и не включена в вышеупомянутый список, является необходимой для bhikkhunis. Это одежда, используемая в течение менструального периода. Во времена Будды этот материал было достаточно трудно достать, поэтому обычно «ежемесячная одежда» хранилась у  главной монахини. Любая bhikkhuni могла попросить ее, когда ей это было необходимо. По окончании цикла она должна была начисто отстирать материал и вернуть его главной монахине для использования другими бигуни.

Вещи, недопустимые в одежде биггуни, — это украшения, носимые вокруг бедер. Такие украшения обычно носят мирские женщины.

С точки зрения буддиста, менструация — естественное физическое выделение, которое происходит в теле женщины каждый месяц. В это время женщина имеет ослабленный контроль над своими  эмоциональными проявлениями, поэтому она нуждается в религиозной поддержке больше, чем в любое другое время. Буддисты находят неправильным отлучать женщину от практики в это время и считать ее грязной.

 

ПРЕДПИСАНИЯ И ПРАВИЛА

В Теравада (Theravada) указано, что монахи должны следовать 227 предписаниям, а монахини — 311 предписаниям. Это различие часто приводит к тому, что некоторые утверждают, будто Будда фактически не хотел, чтобы женщины присоединялись к Ордену, и поэтому он создал большее количество правил с целью создать преграду на пути женщин в Буддизм. Однако большее количество предписаний – это не дополнительное бремя, а зачастую, объяснение и более подробное толкование других правил. Что же касается устных правил, то их существует больше для монахов, чем для монахинь.

Более поздние исследователи Буддизма, изучив данные предписания, смогли разбить их на восемь групп предписаний для мужчин и семь – для женщин.

Одна из групп предписаний, созданная исключительно для монахов,  называется «Анията» (Aniyata). Среди этих правил есть два, введенные Висакхой (Visakha), женщиной, которая была влиятельным и активным мирским сторонником Будды в раннем Буддизме. Одно из правил запрещает монахам пребывать с женщиной один на один в закрытом помещении, другое —  запрещает монахам пребывать с женщиной в открытом месте, если они находятся вне зоны слышимости других людей.

В случае нарушения наиболее важных предписаний и монах, и монахиня должны пройти через «manatta» период — временное само-изгнание из Ордена.

 

ЖЕНЩИНА В БУДДИСТСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Изначально, в силу большего признания и терпимости, положение женщины в буддистском обществе азиатских стран выгодно отличалось большей свободой и правами.

Страны, где другие традиции, уже сложившие определенный социальный уклад и религиозное мировоззрение, не были особо сильны (например, как в Индии — индуизм, в Китае – конфуцианство и даосизм), смогли более полно воплотить идеи буддистской доктрины в обществе и воспользоваться ее плодами. Это страны Юго-Восточной Азии (Таиланд, Шри-Ланка, Сингапур), а также Тибет и Бирма.

Еще в 1782 году Хью Бойд, в составе делегации ко двору Kandyan, писал, что местные женщины поразительно контрастируют по сравнению с женщинами других восточных стран. Они обладают активной восприимчивостью, очаровательной робостью и дружеской непринужденностью. Сингалезские женщины не просто рабыни или домохозяйки, но во многих отношениях компаньоны и друзья своих мужей. Сингалезцы не держат своих женщин в заточении и не накладывают на них никаких оскорбительных ограничений.

Еще один советник Великобритании в Таиланде (тогда Сиаме) в 1902 году писал: «В Сиаме, каковы бы ни были на то причины, положение женщины в целом довольно благоприятно…  Находясь в Бангкоке, нельзя не отмечать и не удивляться цветущему телу и красивой, прямой осанке местных женщин… Это можно приписать влиянию Буддизма, и пока мы ломаем копья в религиозных и политических спорах об отношении к слабому полу, здесь, можно сказать, смогли довольно положительно решить эту проблему».

Сэр Чарльз Белл, Британский Официальный Представитель в Тибете и Бутане, писал в 1928 году: «Когда путешественник попадает в Тибет, мало что его впечатляет так, как положение тибетской женщины. Их не удерживают в уединении, как индийских женщин; привычные к постоянному взаимодействию с другим полом на протяжении всей своей жизни, они непринужденно общаются с мужчинами и держатся уверенно». И затем Белл продолжает: «Остается упрямым фактом то, что женщины в буддистских странах занимают удивительно достойное положение. Бирма, Цейлон и Тибет являют собой ту же самую картину».

Конечно, было бы наивно считать, что Будда инициировал освободительную кампанию для женщин, однако, выступив против ряда догм и предрассудков своего времени, осудив кастовую структуру общества, чрезмерную обрядовость и жертвенность, он сделал основной акцент на индивидуальное усилие на пути к освобождению. Основная доктрина Буддизма — спасение собственным усилием — предполагает духовное равенство всех существ, и мужчин и женщин. Это в определенной степени нивелировало исключительное превосходство мужчины в прошлом. Будда видел духовный потенциал обоих полов и после серьезных колебаний все-таки инициировал создание Ордена Монахинь, или Bhikkhunis, одной из первых женских религиозных организаций.

Развитие и процветание Буддизма зависело от деятельности и служения четырех групп буддистов: монахов, монахинь, а также мужчин и женщин в миру. Фактически, монахи — это лишь одна из четырех групп в буддистском сообществе. Все группы несут равную ответственность в соблюдении норм и в следовании учению Буддизма. Три важных фактора свидетельствовали о принадлежности к традиции: последователь изучил и понял учение, он претворял учение в практику и был способен защищать и правильно толковать учение. Высшие духовные состояния были доступны и мужчинам, и женщинам, и при правильной практике последние не нуждались в помощи и посредничестве мужчин, чтобы достичь их.

Отличия были столь значительны не только в религиозно-философской сфере. Место женщины в быту, ее права и обязанности тоже свидетельствуют об определенной прогрессивности буддистских стран. Во многих патриархальных обществах приветствовалось рождение только мужского наследника, рождение девочки считалось горем (вплоть до разрешения лишить ее жизни).

Рождение наследников мужского пола было очень важно для продолжения родовой линии семьи и, например, в индуизме для должного проведения обряда похорон. Только сын мог исполнить похоронный обряд своего отца и таким образом гарантировать будущее счастье умершего. Это было настолько важно, что закон позволял заменить жену, которая не могла родить сына, второй или третьей. Считалось, что «через сына мужчина завоюет мир и через сына обретет бессмертие».

В Буддизме будущее счастье человека зависело не от каких-либо ритуалов, а лишь от действий и усилий усопшего. Буддистская похоронная церемония очень проста и может выполняться вдовой, дочерью или любым оказавшимся рядом человеком. Поэтому к факту рождения девочки в этих обществах не относились как к горю, и даже сам Будда, сказал однажды королю Пасенади, Pasenadi, когда у того родилась дочь: «Эта новорожденная девочка может оказаться гораздо благороднее и достойнее многих мужчин…»

Брак и семья во все времена являлись важным социальным институтом, и традиции бытовой жизни лучше любых писаных законов свидетельствуют о реальном положении женщины в обществе. Равны ли права женщины и мужчины в вопросах брака, наследования, развода и повторного брака? Ответ на эти вопросы без труда выявит степень уважения к женщине в той или иной стране.

В Буддизме, в отличие от христианства, брак не считается таинством. Это светское событие и монахи не принимают в нем никакого участия. В Шри-Ланке, Таиланде, Бирме момент бракосочетания сопровождается довольно яркими и веселыми празднованиями, но они не носят религиозный характер. Иногда приглашаются монахи, которым подают щедрую милостыню, в ответ на это те обычно благословляют молодых.

Хотя нет никаких официальных ритуалов и клятв, однажды Будда все же установил обязанности жены и мужа в своей сутре Sigalovada: «Пять качеств должен демонстрировать муж в своем отношении к жене: уважение, любезность, верность, разделение с ней ответственности, обеспечение ее украшениями. Пять качеств демонстрируют любовь жены к своему мужу: хорошее исполнение своих домашних обязанностей, гостеприимство к родственникам с обеих сторон, верность, забота о товарах, что приносит ее муж, умение и трудолюбие во всех делах. Влияние жены должно быть скромным и незаметным».

Что касается вопросов развода, деления имущества и возможности вступить в повторный брак, то тут женщины в буддистских странах могли опираться на практически такие же возможности, что и современная женщина. Проблема развода могла решаться в индивидуальном порядке между семьями расстающихся супругов. Если дело слушалось в суде, то мужчина должен был выдвинуть объективную причину, из-за которой он принял решение о разводе. Женщина также могла обратиться в суд и просить о разводе, если ее муж лишал ее любви и обходительности, если он не обеспечивал ей одеяние и украшения, соответствующие ее рангу,  если он не зарабатывал достаточно денег в сельском хозяйстве, бизнесе или другими пристойными путями, если, общаясь с другими женщинами, он растрачивал на них свое имущество, если он позорил себя такими поступками, как воровство и пьянство, если он относился к жене как к рабыне, а к другим женщинам уважительно…

В соответствии с законом Шри-Ланки 18 века отношение к женщине было довольно либеральным во время и после развода. Она получала назад свое приданное и половину нажитого во время совместной жизни имущества. Также муж выплачивал ей определенную сумму денег, достаточную для существования в последующие после развода шесть месяцев.

В традиционном кодексе о разводе в Бирме, также существовала возможность развода при взаимном согласии обоих супругов в случае, если они не подходили друг другу или в силу других причин, при этом каждая сторона получала половину имущества. Если один из супругов не давал согласия, то второй мог уйти, однако он должен был оставить свое имущество супругу. Женщина могла потребовать развод, если муж плохо к ней относился, в случае его бесплодности или неверности. Еще одним, довольно распространенным способом расставания был уход в монастырь, при этом брачные связи считались автоматически аннулированными.

Что касается вопроса повторного брака для вдов или разведенных женщин, то в Буддизме смерть считается естественным и неизбежным концом. Поэтому женщина, потерявшая мужа, ни в коем случае не считалась изгоем общества, обязанным посвятить себя уединению и оплакиванию ушедшего супруга. Ее социальный статус никоим образом не менялся. Она не должна была обривать голову и отказываться от украшений, чтобы демонстрировать свой траур, спать на жестких досках, чтобы обуздывать свою женскую природу, поститься в определенные дни или отказываться от посещения празднеств или церемоний. Не существовало никаких препятствий для ее повторного замужества.

И в 1687 году французская экспедиция на Таиланд свидетельствовала: «После развода оба, и мужчина, и женщина, могут заключить другой брак прямо в день развода».

DON HEE HAN

И наконец, нельзя не рассказать о представителе Буддизма, честь видеть которого лично имели участники буддистского семинара, проводимого центром ИНБИ в августе 2004 года.

Почтенная Донг Хи Хан – уникальная женщина-представитель корейского Буддизма. Сейчас она является мастером буддийской церемонии, главой известного буддийского монастыря в Сеуле. Эта женщина является Национальным Сокровищем Кореи, так как она единственная, кто на сегодняшний день в совершенстве знает древнюю церемонию Yongsanjae.

В 1951 году, в возрасте 6 лет, Дон Хи Хан стала послушницей в женском монастыре Ch’ongryangsa. Это один из женских монастырей, принадлежащих женскому монашескому Ордену Chogye в Сеуле.

Девочку отдала бабушка, так как ее родители погибли в войне и содержать нескольких оставшихся детей старой женщине было очень сложно. Первые два года, проведенные  в монастыре Дон Хи Хан вспоминает как годы слез и тоски по родителям. Позже, с 8 лет, ее наставник, видя горе девочки, начал постепенно показывать ей буддистские ритуалы, вовлекая Дон Хи Хан в занятия и передавая ей учение Буддизма.

В возрасте девяти лет Дон Хи Хан начала изучать Искусство Pomp’ae — корейскую буддистскую церемонию, которая включает в себя удивительные песнопения, ритуальные танцы и игру на традиционных музыкальных инструментах.

Уже более пятидесяти лет Почтенная Дон Хи Хан посвятила изучению и возрождению этой первоначальной и красивой традиции. Будучи официально признанным исполнителем древней церемонии Yongsanjae, Почтенная Дон Хи Хан относится к официальному линежду практикующих и определена Корейским правительством как Национальное Человеческое Сокровище Кореи.

Дон Хи Хан много путешествовала по всему миру, но не только как участник церемоний. Она представляла Корейский Буддизм и Pomp’ae на телевидении, в академиях, для различных религиозных и светских организаций.

Здесь можно было бы поставить некое многоточие в теме, надеясь, что заинтересованные читатели сами продолжат следование по поднятой теме. Впереди открытия, связанные с положением женщины в доктринах христианства, ислама, индуизма…

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Одноклассники
Просмотров: 5 077