Багуа-чжан, школа Лян

bagua_hollow_man_thumb[1]Багуа-чжан, «Ладонь Восьми Триграмм», является одной из трех основных даосских, внутренних практик. Название ее соотносится с системой Багуа — восьми качеств или восьми сил, — лежащей в основе китайской концепции Перемен.

Согласно легенде, правитель Фу Си, созерцая Небо и Землю, слушая зверей и птиц, наблюдая за людьми и их деяниями, обращая взор к себе, осознал, что все между Землей и Небом подчинено единому закону. Закон этот отражает взаимодействие полярных сил Инь и Ян, имеет одну структуру и описывается одним набором качеств. Этих качеств — восемь, по сути, они есть восемь основных проявлений Единой Энергии. Схематически эти восемь энергий были изображены в виде триграмм — набора из трех полных или прерывистых линий. Так возникло Багуа — система восьми триграмм, описывающая все сущее. Небо, Земля, Огонь, Вода, Ветер, Водоем, Гора и Гром, — природные силы, соответствующие триграммам.

CHANGEЛадонь в технике багуа-чжан — основной «преобразователь» этих восьми сил или качеств. Ни в одной другой технике ладонь не раскрывается настолько в качестве «источника перемен». За счет вращения и прохождения через различные положения она задает некое внутреннее движение — от центра к периферии и от периферии к центру. В этой технике отсутствуют движения кулаком, что говорит о том, что изначально багуа-чжан создавалась не как боевое искусство, а как практика внутренних преобразований. В древности мастера говорили, что использование кулака укрепляет центр и задействует имеющиеся силы, использование же ладони эти силы развивает.

Движения багуа-чжан в основном осуществляются по кругу, хотя существуют и линейные техники. В зависимости от школы могут меняться способы перехода между кругами и формами, сами же формы (положения ладоней) практически одинаковы. Техника Багуа удивительно напоминает ритуальные круговые шаги, которые и сейчас можно увидеть в даосских монастырях во время церемоний. Вращения, скользящие шаги, зашагивания — не зря багуа-чжан называли «внутренней системой вращений и преумножений».

20120220_yin-yangШаговое движение по кругу в некоторых школах Багуа осуществлялось с такой скоростью, что коса практикующего двигалась практически параллельно земле. Конечно же, современному человеку не предлагается сразу такой стиль практики, однако техника багуа-чжан стиля Лян Ци дает возможность за счет форм и дополнительных упражнений Алхимии Багуа выстроить оси тела таким образом, чтобы движения были максимально скоординированы.

Отличительная черта практики Багуа — развитие ощущения ритма. Вращения и переходы задают телу ритм — как вращение созвездий на небосводе задает ритм смене сезонов. Сегодня считается, что багуа-чжан сложнее в освоении, нежели тайцзи-цюань, и поэтому не стало столь популярным как тайцзи. Однако дело здесь не в сложности движений, а в умении следовать ритму этой практики.

 

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Одноклассники
Просмотров: 818